ВАГОНЧИК ТРОНЕТСЯ, ПЕРРОН ОСТАНЕТСЯ
12 июля 2024
Открывается после реконструкции станция метро «Чернышевская», а следом за нею – ещё несколько
Со дня на день
Открытия «Чернышевской» петербуржцы ждали, как дети Деда Мороза: долго и с нетерпением. Это одна из наиболее востребованных горожанами станций, построенная еще в конце 1950-х годов. И вот наконец губернатор после «контрольного визита» объявил: официальное открытие – не позднее третьей декады июля.
Пассажиры ждут «Чернышевскую», а «Чернышевская» – пассажиров. Теперь она сможет «пропустить» их значительно больше, чем до реконструкции: свыше 50 тысяч человек в сутки. Вдобавок должно сократиться время пребывания на станции: и за счет более удобного расположения касс, и благодаря увеличению количества эскалаторов, с трех до четырех.
Глава города отдельно отметил их «петербургское происхождение».
– Это уже наши эскалаторы, российские, которые произведены здесь, в Санкт-Петербурге. Очень важно, что мы наладили это производство, у нас большая программа по реконструкции существующих станций, – подчеркнул Александр Беглов.
Монтаж «лестниц-чудесниц» является одним из наиболее сложных и ответственных этапов; кроме того, мерами безопасности предусмотрено их тщательное тестирование. По словам руководителя управления механизации компании «Метрострой Северной Столицы» Романа Коштелева, в процессе ходовых испытаний эскалаторы должны двое суток пройти без остановок, а во время грузовых испытаний – выдержать проверку еще и на торможение. Да, требует дополнительного времени, но безопасность важнее скорости.
Более современными и безопасными стали все инженерные системы, в первую очередь, сигнализации и пожаротушения. Отделка «Чернышевской» тоже радует глаз. Новая облицовка появилась благодаря «Газпрому».
Необходимым и достойным дополнением к красоте стал комфорт: в том числе созданы все условия для доступа маломобильных граждан. «Чернышевская» не просто сохранила исторический облик; теперь она отвечает растущим потребностям современного мегаполиса.
Сравнения неуместны
Нередко доводится слышать реплики типа «а вот в Москве станции открываются десятками». Но это как сравнивать зеленое и круглое. В Петербурге любое вмешательство в «подземелье» (можно даже сказать «подводье») – процесс дорогой и долгий.
Наше метро по праву считается одним из самых глубоких в мире. Средняя глубина заложения станций и перегонов – 60 м, ведь выше находятся неустойчивые и обводненные грунты. Сами тоннели проложены и на большей глубине, особенно там, где трассы проходят под реками и их руслами.
Метростроители говорят, что в здешних грунтах встречаются валуны такого размера, что пройти их без вреда для щита просто невозможно: они остались в земле со времен Ледникового периода. Такие многотонные «находки» (на профессиональном сленге их называют чемоданами) вынуждают рабочих тормозить проходку и убирать их вручную.
Неудивительно, что участок подземной линии в Санкт-Петербурге сто́ит примерно от 10 до 15 млрд рублей за 1 км. А его строительство с двумя станциями в непростых петербургских условиях занимает около 5 лет. И это без учета предварительных изысканий, проектирования, прохождения экспертизы.
Среднее расстояние между станциями – примерно 2 км; в зависимости от длины участка и количества щитов, задействованных в принятой проектом технологии строительства, перегонные тоннели сооружаются примерно за 2 года. Следующий этап работ (включающий строительство самих станций) занимает еще около 2,5 лет. Ну а дальше – оснащение будущего объекта метрополитена инженерными системами и оборудованием и архитектурная отделка.
Задержка, но не остановка
Как заявил губернатор Александр Беглов во время осмотра практически готовой к открытию «Чернышевской», после кризиса удалось «перезапустить» строительство городской подземки: объемы работ планомерно растут, Обуховский завод производит новые щиты.
До конца текущего года завершится строительство трех станций: «Горный институт» на Лахтинско-Правобережной линии («Театральная» будет работать на транзит), а также «Юго-Западной» и «Путиловской» на Красносельско-Калининской линии. Специалисты уже ведут самый сложный этап строительства «коричневой» линии: сооружение и устройство пересадочного узла со станции «Путиловская» на станцию Кировско-Выборгской ветки «Кировский завод». Положительное заключение проект получил в июне 2023 года.
Технический пуск станции «Горный институт» запланирован на сентябрь. Сейчас там уже сооружены боковые платформы, путевые стены, окончена укладка гранитного камня и мрамора, смонтированы четыре декоративных панно. Работы по монтажу подсистемы водоотводящих декоративных зонтов и устройству служебных помещений выполнены на 100%, отделка помещений пешеходного перехода и вестибюля – более чем на 70%; стартовали пусконаладочные работы эскалаторного оборудования.